Вредят ли нашему мозгу высокие технологии или нет?

Технологии и наша зависимость от них ограничивают наши способности к критическому мышлению и, в конечном счете, наносят вред нашему мозгу. Можем ли мы остановить это и как это сделать?

Вредят ли нашему мозгу высокие технологии или нет? Девушка в коробке

Иногда я отвлекаюсь от работы и обращаю свой взгляд на свое ментальное и физическое здоровье. Читаю и перевожу тексты с английского по теме – прислушиваюсь к себе. Сегодняшний материал – это перевод, статья о том, как высокие технологии вредят нашему мозгу: памяти, концентрации внимания и другим когнитивным функциям.

Читайте также : что делать, если болят глаза при работе за компьютером.

Реальная история

Будучи ребенком, я (автор Натали Уорт) каждое лето ездила в библейский лагерь. Я не была религиозной, поэтому это время считала потерянным напрасно. Но я сразу поняла, что если читать стихи из Библии по памяти, тебе похвалят и дадут сладости. И чем длиннее стих, тем больше конфет ты получишь. Так я быстро запоминала страницы Библии, а в конце лагеря имела в наличии великолепный пакет конфет.

Недавно я думала об этом времени с грустью: в то время моя сосредоточенность, способность к обучению и память были потрясающими, но я больше этого не чувствую. Не то чтобы мой мозг полностью утратил эти способности: я по-прежнему умна и чувствую мотивацию, но заметила, что мои концентрация и память уже не те, что раньше.

Все потому, что высокие технологии заметно вредят моему мозгу…

Итак, отступая назад, скажу, что вся та работа, которую мне пришлось проделать, чтобы получить “библейские сладости” в детстве, называется отсроченным удовлетворением. Для этого мне пришлось выполнить ряд сложных задач и только потом получить вознаграждение. 

Но теперь, вместо того чтобы заставлять свой мозг работать, мы получаем мгновенное удовлетворение. В первую очередь это происходит с помощью высоких технологий. В частности, таких вещей, как: TikTok, социальные сети, онлайн-покупки и даже онлайн-знакомства.

Но как это мгновенное удовлетворение вредит нам?

Три способа, которыми технологии наносят нам вред

Неограниченный уровень дофамина

Первый способ – это быстрый дофамин (или допамин). Мгновенное удовлетворение, которое мы получаем от технологий, позволяет нам часто пользоваться этим. Дофамин – это нейромедиатор в нашем мозге, который заставляет нас чувствовать себя хорошо. По сути, именно поэтому мы хотим съесть жирную картошку-фри, вкусный гамбургер или сладкую булочку.

Доктор Анна Лембке из Стэнфордского университета изучает зависимость от дофамина. Она говорит, что, поскольку мы получаем бесконечный доступ к дофамину через социальные сети, у нас формируется зависимость от него. Вот почему в среднем мы проводим 6 часов в день онлайн. А два с половиной из этих часов – в социальных сетях.

Допамин также заставляет сознанию проводить много времени в лимбической области (эмоциональной) нашего мозга, которая отвечает за наши эмоции, вместо префронтальной коры (обучаемой, контролирующей), которая помогает нам планировать будущее и решать проблемы. Это не идеальное сочетание. И что еще хуже, когда у нас появляется шанс решить проблему, мы начинаем использовать Google или ChatGPT.

Эффект Google

Традиционно мы учимся, сохраняя информацию в памяти. Но поскольку мы можем подсмотреть любую информацию в глобальной сети в любое время, нам не нужно сохранять что-либо в нашей собственной памяти. Мы переносим наши данные и память в Google. 

В 2011 году исследователи из Гарварда ввели термин “Эффект Google”, когда обнаружили, что, когда мы сталкиваемся с трудным вопросом или проблемой, вместо того, чтобы знать, как ответить на вопрос – мы используем Google (или Yandex, как популярный поисковик для стран бывшего СССР).

Цифровое слабоумие

Почему я удалила Instagram со своего телефона на этой неделе? Причина – это цифровое слабоумие.

Недавно канадский университет обнаружил, что чрезмерное использование экранного времени в начальные годы развития мозга увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и деменции во взрослом возрасте. Они обнаружили, что из-за хронической сенсорной стимуляции со стороны социальных сетей у молодых людей проявляются признаки умеренных когнитивных нарушений, которые обычно наблюдаются только у людей с черепно-мозговыми травмами или пожилых людей на ранних стадиях деменции.

Эти исследователи также предсказывают, что в конце этого столетия число заболеваний, связанных с болезнью Альцгеймера и деменцией, как ожидается, вырастет в 4-6 раз больше, чем сейчас. Ого!

Итак, нетрудно представить человечество через 40 или 50 лет. Возможно, потом мы подадим в суд на TikTok или Instagram за разрушение нашего разума. В любом случае, этот процесс затронет каждого, кто родился после 1980 года. Люди не смогут ничего запоминать, не смогут обрабатывать информацию, нам будет очень трудно сосредоточиться.

Странно думать обо всем этом, когда мы все еще молоды и здоровы. Но, если быть честными с самими собой, многие из нас, вероятно, уже чувствуют себя не такими собранными, с существующими проблемами с запоминанием и зависимыми от своих устройств.

И, конечно, не все технологии плохие. Их используют во благо каждый день. Но есть разница между технологиями, которые помогают нам и те, которые вредят.

Итак, как нам помешать плохим технологиям нанести нам вред?

Заставьте свой мозг работать

Нереально просить всех удалить свои Instagram-аккаунты, поэтому нам нужен способ использовать их по-прежнему, но без вреда. Мы можем сделать это, отложив получение удовольствия. Мы должны работать ради своих библейских конфет. Займитесь домашними делами, сделайте домашнее задание с ребенком, сходите в спортзал, прочтите главу книги — а затем вознаградите себя временем, проведенным за телефоном в социальных сетях.

Таким образом, мы заставим наш мозг работать, чтобы что-то получить, откладывая удовлетворение и сокращая разрушительные привычки.

Компенсируйте вред

Во-вторых, нам нужно компенсировать вред, который наносят нам эти технологии. Нам нужно оставаться умственно активными 1-2 часа в день. Умственная активность означает все, что задействует наш мозг в обработке информации. 

Сюда можно включить следующее:

  • различные головоломки;
  • простое искусство (рисование, хенд-мейд, лепка, сборка моделей и другое);
  • изучение языка;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • чтение или письмо.

Учтите следующее, что высокие технологии — вредят нам ( и нашим детям) уже сейчас и будут вредить нам в будущем. Но мы все можем что-то с этим сделать.

Помните, вы сами отвечаете за свою память, здоровье, время и вашу жизнь.

Источник: uxdesign.cc [1]